Что такое White Paper и как его написать

Что такое White Paper и как его написать

White Paper в ICO

Несмотря на то, что форма привлечение инвестиций с помощью ICOпоявилась относительно недавно и только набирает обороты, уже выработался определенный механизм его проведения. Ключевая роль в ICO отведена White Paper, на который и будет обращено пристальное внимание инвесторов.

 

Что такое White Paper в ICO

White Paper — технический документ, в котором изложено подробное описание проекта, его архитектура и метод взаимодействия с пользователями. Дополнительно в документ включают информацию о технологии выпуска криптовалюты, методов распространения и использования токенов, информацию о текущей рыночной ситуации и дальнейший план развития.

Первым White Paper условно можно назвать информационную статью от Сатоши Накамото, посвященную технологии первой криптовалюты Bitcoin. Некогда она служила единственным источником информации о цифровых валютах и именно с нее все и начиналось.

По сути, вайт пейпер — первая ступенька на пути создания проекта с использованием технологии Blockchain. Без правильно оформленного белого листа в проект проблематично будет привлечь финансирование. Не зная подробную информацию о структуре, команде и проблемах, которые он собирается решать, инвестор не рискнет отдавать свои деньги.

Структура Вайт Пейпер для ICO проекта

Качественный White Paper обязательно должен содержать следующие разделы, но может не ограничиваться ими:

  1. Вступление.
  2. Описание рынка и проблемы.
  3. Описание продукта и предлагаемый способ решения.
  4. Описание токенов.
  5. Описание реализации токенов и экономику проекта.
  6. Рассказ о команде.
  7. Дорожная карта.

White Paper может занимать до 25 страниц, поэтому крайне важно сделать по нему удобную навигацию с помощью хорошо структурированного содержания и оглавлений. Если будут применяться термины, которым необходимо дать определение, то рекомендуется включить в него и глоссарий.

Пример White Paper в ICO

Убедительное выступление и описание — важный шаг, позволяющий с первых слов заинтересовать инвесторов. Здесь необходимо рассказать о проекте и привлечь внимание читателя к существующей проблеме, дать объяснение почему ее решение так важно. Именно здесь нужно раскрыть основные тезисы и преимущества. Для этого можно использовать любые инструменты: статистику, графику, диаграммы.

Основную часть документа составляет описание проекта и его архитектуры. Под этот раздел нужно выделить столько места, сколько потребуется для того, чтобы объяснить будущим инвесторам, как будет устроен проект и его текущее состояние.

Раздел о токенах должен дать читателю четкое представление о том, зачем проекту нужен собственный токен, как будет использоваться и распространяться эта криптовалюта. Обязательно следует рассказать о форме и размере эмиссии. В этом же разделе должны упоминаться статьи расходов. Инвестор должен четко понимать, как на счет будут идти деньги, и быть уверенным, что все средства будут направлены исключительно на финансирование проекта.

Дорожная карта — план развития. В идеале он должен быть представлен как рабочий план действий, расписанных на 12-24 месяца вперед, включая как минимум запуск бета-версии. Если какие-то поставленные задачи уже выполнены, это представит дополнительные преимущества инвесторам.

ICO с анонимными разработчиками зачастую провальны. В разделе, посвященном команде, нужно кратко изложить биографии людей, стоящих за проектом, а также почему эти люди в нем важны и какую функцию выполняют. Если кто-либо из задействованных людей уже имеет опыт работы с блокчейн-проектами, обязательно расскажите об успехах.

Полезным для будущих инвесторов будет также раздел, посвященный монетизации, который можно включить дополнительно. Здесь необходимо рассказать о том, каких показателей намерена достичь команда и что это принесет будущим участникам ICO. Данная часть должна быть подкреплена статистическими данными, графиками и диаграммами с прогнозируемым ростом капитализации.

Примеры успешных White Paper

Ориентироваться в написании можно на White Paper проектов, сумевших привлечь своим описанием огромные инвестиции: 

  • Ethereum — привлечено $15,5 млн.
  • Quoine — привлечено $105 млн.
  • EOS — собрали рекордную сумму в $883,4 млн.
  • DigixDAO — привлечено $5,5 млн.
  • Ripple — привлек $93,6 млн.
  • Aeternity — собравший почти $ 34 млн.
  • Tron — собрали $70 млн.
  • Filecoin — инвестировано $257 млн.
  • Monetha — привлекли $37 млн.

Иногда даже шуточные проекты собирают крупные суммы хорошо написанным белым листом. Например, Ethereum Useless, которому удалось собрать более 200 тысяч долларов.

Как написать хороший White Paper для ICO

В написании основного документа проекта важна каждая деталь. Обязательно используйте деловой, практически академический язык. Избегайте предположений, догадок и не уверенных утверждений. Выбирая стиль, следуют учитывать и целевую аудиторию. Если продукт рассчитан в основном на технически подкованных пользователей, то лучше писать в формате научной работы. Для широкой аудитории лучше избегать сложных формулировок и не злоупотреблять терминами.

Рекомендуется сконцентрироваться на важном и создать узконаправленный документ, без лишних рассуждений о возможных вариантах использования продукта. Говорите только о конкретной проблеме, которую будет решать проект, и как это решение будет достигаться.

Естественно, White Paper не должен содержать орфографических и грамматических ошибок. Чтобы выглядеть профессионально, текст документа должен быть правильно отформатирован. Для того, чтобы представить проект на нескольких языках, лучше обратиться к профессиональному переводчику.

Основным языком ICO считается английский. Вы можете подготовить вайт пейпер на русском, изложив информацию в удобной форме и желаемом формате, а после заказать качественный перевод платно или привлечь энтузиаста, готового потрудиться на перспективу за некоторую долю монет в будущем.

 

Где разместить White Paper

Для того, чтобы о вашем проекте узнали, White Paper нужно оживить и представить как можно большему количеству людей. Сейчас большинство разработчиков предпочитает выкладывать текст или pdf. файл White Paper на сайте своего проекта, где после проводится и само ICO, а ссылку на размещенный документ уже можно добавить на GitHub, а также BitcoinTalk и другие криптовалютные форумы.

Готовые шаблоны White Paper

Шаблоны White Paper в ICO

Сейчас в Интернете можно найти множество готовых шаблонов для White Paper на платной и бесплатной основе. Например, ресурс venngage.comпредлагает на выбор несколько десятков макетов с подобранной графикой, где достаточно просто заменить информацию на свою. Взять образец можно и с выложенных вайт паперов известных проектов.

Число фрилансеров, желающих поработать над созданием белой книги также растет в геометрической прогрессии вместе с ростом популярности самого ICO. Нанятый сотрудник может как подготовить шаблон с графикой, так и полностью написать документ, оперируя предоставленной вами информацией о проекте. 

Использование готовых шаблонов зачастую осуждается в криптовалютном сообществе и среди инвесторов. Если вы хотите провести действительно качественное и прибыльное ICO, то нужно поработать над созданием уникального White Paper. Привлечь специалиста можно и в рамках проведения Bounty-кампании.

Выводы

Успешность ICO во многом зависит от того, насколько интересным и цепляющим будет White Paper, ведь на начальной стадии формирования это единственное, что из себя представляет проект. Текст должен вызывать у инвесторов доверие и желание изменить мир вместе с разработчиками. 

Важно понимать, что если команда пытается решить несуществующую или не важную проблему, не имеет достаточного опыта и не слишком подкована в блокчейн технологии, то ICO может оказаться провальным, даже если White Paper написан по всем канонам.